Региональный компонент

 

Абазины — древнейшие жители Кавказа – вместе с черкесами, карачаевцами, ногайцами и русскими, составляют один из пяти основных народов, населяющих КЧР.

Проработав в детском саду три десятка лет, я имела возможность разработать несколько опытов работы. Первым моим опытом работы было: «Ознакомление дошкольников с трудом хлебороба», вторым было «Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков». Но наряду с этими работами я всегда стремилась к тому, чтобы мои дети знали свои обычаи, традиции. Это сейчас возрождается национальная культура. Мы можем во весь голос говорить о своих проблемах.

В современных условиях развития российского многонационального общества актуальной стала проблема превращения образования в действенное средство гармонизации межнациональных отношений,  защиты и развития культур больших и малых этносов, обеспечение их взаимовосприятия  и понимания.

Возросшая общая культура народов Карачаево-Черкесии, повышение национального самосознания народов, населяющих республику, усиливает интерес к истории и собственному духовному наследию, к проблеме возрождения национальных традиций.

Традиции, обычаи, нравственные нормы не возникают в одночасье, они складываются и утверждаются при участии многих поколений, в течении многих веков и тысячелетий. Они не остаются неизменными, а изменяются, обогащаются в соответствии с требованиями жизни.

Традиции, существующие у народов Карачаево-Черкесии, в частности у абазин, несут в себе определенный заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности в образовательно–воспитательном процессе.

Известны всему миру такие традиции как уважение и почитание старших, уважение к женщине…

Издавна народ славился танцорами, гармонистами, певцами,  гончарами, чеканщиками, резчиками по дереву и камню, мастерство которых передается из поколения в поколение.

Национальные традиции абазин обладают большой воспитывающей силой, и во все времена с их помощью решалась задача формирования у подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Развитие высших свойств человека: личное достоинство, миролюбие, трудолюбие, уважение к старшим, гостеприимство, мужество, храбрость должны стать в новом, демократическом обществе, основным идеалом подрастающего поколения, при разумном использовании многовекового опыта предшествующих поколений.

Новое всегда базируется на старом и вырастает из него. Складывающиеся тысячелетиями национальные традиции и обычаи заключают в своих формах, а иногда и в содержании, многое, что может быть унаследовано нами и использовано для создания нового человека.

Сейчас это уже не актуальная тема, потому что во всех школах и дошкольных учреждениях в образовательный процесс введен региональный компонент. Мы имеем все возможности для возрождения национальной культуры. Думаю, что мысли и чувства, которые волнуют меня, близки и понятны многим представителям малых народов. Возрождается фольклор, старинное песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их   орнамента. Выделены часы для проведения занятий по родному языку в дошкольных учреждениях.

В связи с этим я решила работать над темой: «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями абазинского народа».

Сначала я составила план, в котором было предусмотрено:

1. Ознакомление с культурой жителей КЧР (абазин):

  • народный орнамент и обучение детей составлять узоры;
  • устное творчество народа;
  • использование народных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях.

2. Знакомство детей с абазинскими народными играми.

Были оформлены стенды, папки- — передвижки, альбомы по темам: «Быт и обычаи абазин», «Домашняя утварь», «Народный орнамент и использование его на занятиях по ИЗО».

Изготовлены национальные костюмы, старинные жилища абазин. Вначале я познакомила детей с жилищем абазин. Затем рассказала об ауле, затем попросила передать в рисунке все, что они усвоили.

Затем показала предметы быта, которые были собраны родителями и воспитателями. Особое внимание в ознакомлении с традициями нашего народа имеют гостеприимство и уважение к старшим. Горцы всегда радушно встречают гостей. Сначала предлагали бахсыму и обязательно закалывали овцу. Ребенок с молоком матери впитывал уважительное отношение к старшим.

Музыкальная культура нашего народа, как и у всех других народов, представляет огромное художественное богатство. В сказаниях и легендах отразилась история нашего народа, его мысли и чаяния (Кына йпхiа Минат).

На протяжении многих веков абазинский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам устных художественных произведений. Многие их герои стали легендарными. Очень познавательные сказки про животных.

Сказки про животных, как правило, небольшие по объему, лаконичны и точны по языку. Во всех сказках этого жанра животные лисы, волки, медведи и т.д. наделены речью и разумом.

Приведем несколько примеров в подтверждении сказанного. Сюжет сказки «Лиса и волк» сводится к следующему. Лиса украла в ауле курицу. По пути ей встретился серый волк. Хитрая лисица решила поиздеваться над волком «дурнем» обмануть его. И это ей блестяще удается: лиса говорит, что аульчане выделили волку 5 кур, лисе 3 курицы. Волка пошедшего за своей «долей», искусали собаки, ободрали ему бока. Волк вернулся, потеряв клочья шерсти и шкуры.

Лиса советует ему «подлечиться», поваляться в крапиве, пробраться через колючие заросли, броситься в соленое озеро. Волк, испытывая мучительную боль, проделывает все это. Затем по совету лисы забирается в нору и высовывает хвост. Лиса издали смотрит на волка. Она смеётся над его воем и болью.

Это — занимательная сказка.  О хитрости лисы и глупости волка.

За многие годы поднялась и окрепла культура нашего народа. У нас появилось много поэтов и композиторов. Мы должны стараться, чтобы наши дети понесли дальше, в будущее наши традиции, наши обычаи, чтобы они выросли любящими свой народ, родную землю и умели свято хранить и защищать свои благородные традиции.

            Из опыта работы Биджевой Фатимы Михайловны

Детский сад «АМРА» а.Инжич–Чукун.

АБАЗИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

АБАЗИНЫ — коренная народность Северного Кавказа. Проживают в основном в Карачаево-Черкесии, а также в Турции, Сирии, Иордании. Абазинский язык входит в абхазскую подгруппу западной группы кавказской семьи языков.

Без огня нет и дыма

Бездельник хуже чучела: чучело хоть зверей пугает

Большая собака залает, за ней и маленькая

В своей норе и мышь сильна

Бывает и так, что яйцо умнее курицы

В семье ребенок старше всех

Ветер сносит и дом, и шалаш

Вол и муха пошли войной друг на друга

Волк набивает оскомину от не добытого мяса

Волка сделали чабаном

Вслед топору кинул и рукоятку

Выброшенную золу вновь в дом не заносят

Где не можешь скосить охапку, там не ставь скирду

Где нет твоего дела, туда не суйся со своей лопатой

Гром прогремел, молния ударила, а где же дождь

Два арбуза в одной руке не удержишь

Добро следует за добром, зло за злом

Дорога у правды широка

Дружных шкурка ягненка укроет, а недружных и бычья шкура не спасет

Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим

Если одна овца прыгнет с утеса, то и все прыгнут за ней

Если отец драчлив, то и сын его будет драчливым

Если слово много раз повторять, оно станет горьким

Если спор кончается дракой, то посторонний страдает

Заботься о лошади, но и вола не забывай

Землей, вынутой из ямы, не заполнить ту же яму

Знание не носят на спине

И дурак умен, пока молчит

Из пустой чашки вода не выльется

Из-за одной лошади поят сто лошадей

Имевший седло поехал, имевший лошадь остался

Ищет иголку в скирде сена

Кинжал свой дважды не вынимай и слово свое дважды не повторяй

Ко лжи ноги трудно приставить

Когда волк уносит овцу, он на её тавро не смотрит

Когда дерево старится, оно делается червивым

Кого не удержала лука, не удержит и грива

Конный пешему не товарищ

Кошке — забава, мышке — смерть Кошке — игрушки, а мышке — смерть

Кто будет человеком, того видно, когда он ростом еще с кнутовище

Кто много видел, тот много знает

Кто не ел горькой пищи, тот не знает сладости меда

Кто не знает ни добра, ни зла, тот думает, что он всё знает

Кто не знает, как обрабатывать землю, тот сеет просо по гальке

Кто обжегся на молоке, дует на простоквашу

Кто раз солгал, тому второй раз не верят

Куда иголка, туда и нитка

Куда идет начало реки, туда и конец

Лучше иметь по одному родственнику в каждом ауле, чем один аул, полный родственников

Малыша, упавшего с осла, не сажай на скакуна

Мать наставляла свою дочь, а дочь мух считала

Молодого наставляют, старого не поучают

Молодой растет, старый дряхлеет

Над кем посмеешься, тот над тобой посмеется

Не все красное, что ты видишь, — мясо, не все белое, что ты видишь, — сало

Не может согнуть стрелу, взялся согнуть дуло пистолета

Невыносимая женщина родила еще более невыносимого ребенка

Незнание приводит к ошибкам

Не мяукающая кошка опасней мяукающей

Несчастна доля того, у кого мачеха

Облезлая мышь вновь обросла шерстью

Общее согласие укрепляет дом, совместная еда вкуснее

Объединенная сила сдвигает скалу

Он ищет иголку в скирде сена

Повозку чинят там, где она поломалась

Посеешь ветер — пожнешь бурю

Похвали старого, но выбери молодого

Прежде чем жениться на девушке, посмотри на её мать

При плешивом не доставай гребешок

Прихоти князя — плач крепостного

Пришел просить кислое молоко, а чашку свою спрятал

Разве волк пройдет мимо овцы

Разве станет коза овцой, а овца козой

Разве сытый и голодный понимают друг друга

Река возвращается в старое русло

Родился я в один день, умру тоже в один день

Роет колодец иголкой

Смерть буйвола — пир собакам сходит

Старой собаке и сыворотки не дают

Стоит произнести «алмасты», как оно делает семь шагов в твою сторону

Стонет тот, на кого дерево свалилось, стонет и тот, на кого лист упал

Тело — украшение для костей, одежда — украшение для тела

То, что у него в душе, убивает его самого,

а то, что выходит из его уст, убивает нас

Тот, кто не знает ни добра, ни зла думает, что он всё знает

У бездетной женщины ребенок не плачет

У невезучего и мясо не варится

У прилежного кровь играет, а у ленивого стынет

У руки, пять пальцев, и все разные

Ум хорошо, а два лучше

Утопающий и за соломинку хватается

Хороший друг лучше плохого брата

Хотя кожа у змеи меняется, сердце остается прежним

Хотя у него зубы белые, но сердце черное

Хранимое в сердце отражается на лице

Цыплят по осени считают

Что говорят взрослые, то дети повторяют

Что не под силу одному, то сделают двое

Что положил в суму, то и выпьешь из неё

Что унесла засуха, может вернуть дождь, а что унес дождь, засуха не вернет

Чтобы не портилось мясо, его посыпают солью, но что делать, если

начнет портиться соль

Чужая собака пришла, нашу прогнала

Чье имя произносят, тот уже на пороге

Яйцо курицу поучает

ТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО САДА

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «МКДОО «Амра» а.Инжич-Чукун разрабатывалась в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения базиса  содержания дошкольного образования, структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения её частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части формируемой участниками образовательного процесса.

На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования разрабатывалась основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО) в МКДОО «Амра» а.Инжич-Чукун, с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка образовательным учреждением ООПДО осуществлялась самостоятельно, с привлечением рабочей группы (совет образовательного учреждения), ответственные за качественную разработку и реализацию ООПДО: родителями(законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственных за воспитание педагогических работников.

ООПДО, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Наш коллектив решил работать по программе «От рождения до школы». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии детей.

Региональный компонент осуществляется через реализацию образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура» в совместной деятельности педагога и детей. Реализацию содержания программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения(занятиях) сколько через организацию работы с детьми вне занятий в совместной и самостоятельной деятельности.

Чтение детской художественной литературы, включая произведения абазинских писателей: Ф.Апсова, М.Чикатев, Д.Лагучев, М.Тлябичева, В.Копсергенова и другие, продуктивным видом деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира с учетом регионального компонента.

Имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважение к традициям и обычаям своего народа и других соседних народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

Физические упражнения: Традиционные для Кавказа виды спорта, спортивные игры. Способы проявления воли и терпение при выполнении физических упражнений, спортивных игр.

Способы закаливания с учетом особенностей климата Северного Кавказа.

Спорт и здоровье: Традиционные для Кавказа виды спорта, спортивные игры.

Рациональное питание: Правила соблюдения рационального питания. Традиционные для Северного Кавказа продукты питания и блюда. Национальная кухня.

Одежда человека: Одежда создает настроение, охраняет от вредных воздействий природной среды, является знаком и символом состояния здоровья человека. Одежда меняется человеком в зависимости от времени года, ситуации, вида деятельности, настроения, по необходимости. Правила выбора одежды в соответствии с погодными условиями Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа. Особенности национальной одежды абазинского народа и народов Северного Кавказа.

Детская мода для мальчиков и девочек. 

Использование авторских и народных (традиционных) детских игр, приуроченных к разным временам года: организация участия детей в празднично-игровых забавах, спортивных игровых соревнованиях.

Рекомендуемые народные подвижные игры: 

Подвижные абазинские игры: «Къвалы»(альчики), «Кьым»(Волчок), «ТIуп»(воздушный пистолет), «ХIахъв аущтра» (метание камня), «Хрихыц аущтра (метание стрелы), «ЛахъгIва»(жмурки) и т.д.

Игры с элементами театрализации, инсценирования: «Укладывание в люльку», «Праздник первой борозды», «Абазинская свадьба».

МОЙ ДЕТСКИЙ САД

ТРАДИЦИИ ДЕТСКОГО САДА

Мой дом, улица, двор. Мой родной аул. История его зарождения и развития. События общественной жизни в родном ауле. Местные достопримечательности, известные люди. Правила поведения настоящего горца.

Основные традиции и обычаи, регулирующие общение представителей разных этносов на Северном Кавказе и месте проживания. Этнический и социальный состав населения, быт и образ жизни.

Символика родного аула. Традиции абазинского народа, города, республики. Географическое расположение своей родины, города, аула. Культурные и природные богатства родного края. Родной край как часть России. История зарождения и развития своего края. Родная страна. Россия родина многих людей и народов. Моя земля. Символика государства: правительство, армия, народ. Территория. Общественные события(праздники, открытия, достижения). Достопримечательные места. Нормы поведения ив разных общественных местах.

Традиции и обычаи народов КЧР (абазины, черкесы, русские, карачаевцы, ногайцы, осетины) и т.д. Отдельные атрибуты представителей других культур, мира и понимания между ними. Поступки, достижения других людей как пример  возможностей человека.

Представление о родном ауле, его названии, главной улице, исторических культурных памятниках, о его Дне рождения, о необходимости поддерживания чистоты и порядка; о родной стране, его названии, столице.

ВОСПИТЫВАТЬ У РЕБЕНКА:

  • Положительные эмоции к краеведческому материалу;
  • Чувство восхищения достижениями взрослых мужчин и женщин, проявлениями ярко выраженных качеств, внешней и внутренней красоты;
  • Чувство восхищения достижениями человечества, ответственность, осознание своих прав и свобод, прав и свобод других людей.
  • Чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиции и культуры своего края;
  • Чувство родовой чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи.
  • Воспитывать чувство национальной самоценности, стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры;
  • Чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего аула;
  • Уважение к себе, к взрослым людям, бережное отношение к процессу и результату труда;
  • Толерантное, доброжелательное отношение к людям другой национальности, этноса, вне зависимости от социального происхождения, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого своеобразия;
  • Уважительное отношение к историческим личностям истории.

ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА:

  • Представление об истории, появления и развития отдельного человека, его связях с членами его семьи, о родословной, семейных праздниках;
  • Представление о социально принятых способах выражения несогласия, негативных эмоций;
  • Нравственные основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности- любви к семье, детскому саду. родному краю, стране, людям населяющим землю;
  • Познавательный интерес к истории семьи, ее родословной, и истории своего края;
  • Потребность в получении информации о развитии отдельного(известного в ауле) человека.

 

 

Комментарии недоступны